Penumbra: Overture — первая игра из серии игр в жанре Survival Horror, разработанных шведским разработчиком Frictional Games. Первоначально он задумывался как первый эпизод трилогии. С анонсом второго эпизода, Penumbra: Black Plague, было заявлено, что вторая игра станет последней главой. Однако с тех пор было выпущено расширение: Penumbra: Requiem, технически дающее серии третью главу.
Геймплей
Хотя Frictional Games описывает Penumbra: Overture как приключение от первого лица, игра сочетает в себе жанры Survival Horror, шутера от первого лица и приключения. Использование Newton Game Dynamics делает упор на головоломки, основанные на физике, а также на сражения, основанные на физике. В игре также используется продвинутый искусственный интеллект, который реалистично реагирует на шум и свет, создавая геймплей, основанный на скрытности. В игре нет огнестрельного оружия, поэтому во время боя игрок ограничивается импровизированным рукопашным боем с молотком или киркой или бросает предметы в атакующих существ. Игра предназначена для того, чтобы сделать упор на скрытность и избегание прямого конфликта. Например, Филип может закрывать за собой двери, чтобы временно сдерживать атакующих врагов.